A Show To Go: Рецензия на “Топи”

04.03.2021 18:03

A Show To Go: Рецензия на “Топи”

Вам не кажется, что жизнь страны в последнее время превратилась в этакий день сурка со свинцовым небом над головой? Этакое болото, в которое очень страшно попасть, потому что выбраться из него невозможно. Что с этим делать — неизвестно. Но кому-то интереснее не пытаться искать выходы из ситуации, а препарировать общество. Именно этим и занялся писатель Дмитрий Глуховский, выступивший сценаристом для шоу “Топи”, которое доступно на КиноПоиск HD.

Заранее предупреждаю, что в обзоре есть спойлеры и они довольно серьезные. Без них говорить о сериале и его сути сложно.

В центре событий пять героев:

  • Денис — этакий Павел Дуров, который создал приложение, определяющее, врет ли человек. Затем пошел против системы и послал ФСБ
  • Макс — бывший провластный журналист, ленящийся на работе
  • Катя, которую бросил жених
  • Эля — чеченка, убегающая от суженого ей мужчины
  • Соня — девушка из верующей семьи, которая только что потеряла сестру

У Дениса рак, а никакие врачи ему не помогают. Мама предлагает ему отправиться в чудотворный монастырь в деревне Топи. Он находит сайт, на котором говорится, что нужно собрать группу из четырех человек. Затем он пишет пост в соцсети и собирается разношерстная команда, которая описана выше.

Они приезжают к Топям на поезде, их встречает странный мужик, и первая серия заканчивается ДТП. Со второго эпизода начинает происходить мистика. Глуховский, как и в серии “Метро”, почти сразу отбрасывает все правила собственной вселенной, а заодно и кинематографа. Было ДТП? Герои во втором эпизоде просто просыпаются в машине.

Что произошло — неизвестно. Объяснять ли нам это потом? Нет.

Вот именно в таком подходе к зрителю и его восприятию кроется главная проблема “Топей” — мы должны решать и разбирать все сами. Мораль устарела и умерла, да, Ницше? У каждого свои представления о добре и правильности, зачем делать выводы в конце шоу или красиво объяснять всю теорию, если это можно завернуть в пару метафор и множество символов? Пусть зритель придумает 10 исходов событий, а потом мы ничего не объясним, зато привлечем внимание к следующим сериям. Браво.

Западные шоу и фильмы, которые играют с сознанием главных героев и зрителей, к концу, обычно, стараются дать ответы на большинство вопросов, чтобы зрителям было проще понять основные идеи. Взять, например, “Остров проклятых” Мартина Скорсезе. На протяжении всего фильма можно размышлять о том, что происходит в голове у героя ДиКаприо, но в конце мы знаем, что все вокруг него уже реально, а вот было ли реальным до этого — вопрос. В “Топях” все сделано намного метафоричнее.

Всего вырисовывается три основных варианта развития событий:

  • Мир вокруг — посмертие. Герои умерли в ДТП, а сейчас проживают в неком чистилище перед адом и раем
  • Мир вокруг полностью реален
  • Мир вокруг реален частично. Большинство из всего этого — галлюцинации героев

Беда в том, что в шоу одновременно работают все эти варианты и часто на экране происходит сюрреалистическая ахинея. Например, несколько раз умирает священник, затем его воскрешает главный злодей, Денис вылечивается от болезни, зеки живут в круге, который придумал антагонист, но почему-то зайти в него он не может, сестра главной героини оживает в монастыре и не может из него выйти, муж бабки — то есть, то его нет.

Максим к концу шоу додумывается, что все дело в воде, после ее употребления героям часто видятся странные вещи. На это намекают буквально со второй серии. Воду отравляет завод, который сбрасывает ракетное топливо. Проблема в том, что это все сшито белыми нитками, потому что галлюцинации у героев групповые: сестру Сони, мертвого деда и другое видят все персонажи. Как могут быть групповые галлюцинации, почему они происходят для всех, почему один из второстепенных персонажей не пьет воду и в итоге все равно видит галлюцинации?

Ответа нет, думайте сами.

#топи
демон сидящий pic.twitter.com/pFt1nB1NU0

— тебе кажется (@zhyvoymertvec) February 25, 2021

Проблема такого подхода в том, что мне не хотелось верить в происходящее после таких важных просчетов. В одной серии резко на глазах у всех оживает священник, а что дальше? Денис полетит на Луну?

Единственное, в чем четко прослеживается замысел авторов — мы все уроды. Можно что-то изменить в стране и в людях, согласно шоу? Нет, можно только играть под дудку власти, а затем сойти с ума. Топи останутся, завод не закроют, хозяин придет новый, жить без него никто не умеет, даже новое поколение все равно стремится к нему.

Люди не меняются, а остаются такими же, порядочных нигде нет. Священник отпевает все грехи за любые деньги, руководящие должности жируют и им настолько скучно, что они начинают убивать людей. С одной стороны — такой взгляд у автора на происходящее, с другой — мне хотелось кричать “Не верю!” из-за концовки шоу. Опять же — может быть, все это этакий символизм. Россия, из которой нельзя выбраться. Страна, которую совсем нельзя изменить. Социальные группы, которые не меняются из поколения в поколение: верующие, власть, полиция, оппозиция, старшее поколение, церковь, но даже жизненный опыт подсказывает, что это не так.

При этом шоу скорее не поднимает проблемы, а просто показывает грязь общества, а персонаж Максима — почти сам Глуховский, который какое-то время работал на RT. Очень пессимистичное произведение, которое оставляет после себя странное послевкусие несогласия с автором. Да, у меня над головой 180 пасмурных дней в году, а осенью, зимой и весной за окном 50 оттенков серого. Мне тоже не нравится беспредел властей, неверующие сотрудники церкви, стремление к приказам помещика, но это все можно изменить. Из Топей можно сбежать, их можно и нужно изменить, а люди меняются, но очень медленно. Почему Глуховский не верит в светлое будущее?

Можно ли наслаждаться “Топями” и получить от шоу удовольствие? Можно, но решите это сами, если вам понравятся первые две серии. Сериал заполнен метафорами, будто кто-то зажал в редакторе кнопку "отсылки" и "аллюзии": горящим орлом под гербом России, зеками, у которых свобода за “забором”, ментом, у которого ничего не поменялось после полицейской реформы, и зажравшейся властью.

Метафор много, символизм зашкаливает, а художественное произведение к этому прикрепить забыли: герои не развиваются, путаницы в сюжете больше, чем точностей, а нестыковки забивают последний гвоздь в позитивную оценку шоу.

Источник

2024 © "casino-game.kr.ua". Все права защищены. Карта сайта.