5 худших фильмов 2020. 1 место. «Манк» — бездарный фильм о великом
2 место. «Дьявол всегда здесь» – самый звездный провал Netflix
Пришло время назвать 1 место в нашем топе худших фильмов. Напоминаем, что мы не брали в этот список заведомо плохие картины — таких релизов в 2020 было предостаточно, несмотря на пандемию.
Не ждите от этого списка «Капоне» или «Новых мутантов». Вместо этого мы называем фильмы, у которых был самый большой потенциал, на которые мы возлагали самые большие надежды. И чем выше в топе, тем сильнее было разочарование.
И не забываем подводить свои итоги: выбираем худший фильм года в конце материала.
«Манк» (Mank) попал на первую позицию в этом мрачном топе по одной простой причине. В фильме, где главный герой — великий сценарист, написавший, ни больше ни меньше, самую важную и известную картину в истории кино, невозможно терпеть настолько топорный сценарий.
Все дело в том, что его написал Джек Финчер, отец Дэвида Финчера. Вряд ли любой другой режиссер согласился экранизировать это давным-давно написанный скрипт без каких-либо изменений. И вряд ли Финчер-младший вообще взялся за эту тему, если бы сценарий написал любой другой человек.
В сценариях профессиональных сценаристов (в частности, в любом фильме самого Германа Манкевича) блестящие диалоги героев нужны для того, чтобы косвенно выразить их внутренний конфликт, который они даже для себя не в состоянии сформулировать. У Финчеров все персонажи (за одним исключением) либо напрямую проговаривают свои мысли и выражают взгляды на жизнь, либо обсуждают третьих лиц, которые в фильме никогда не появятся.
Пикировки и афоризмы там тоже есть, с корнем вырванные из биографии Манкевича и других видных и остроумных драматургов и просто кинодеятелей. Но они существуют сами по себе — и только подчеркивают неуклюжесть личных наработок сценариста.
Можно выдвинуть большие претензии к режиссуре Финчера, который не умеет стилизовать свою картинку подо что-то помимо фильмов Дэвида Финчера. И к операторской работе, которая может впечатлить лишь в том случае, если вы не смотрели настоящих черно-белых фильмов, снятых гениальными операторами для гениальных режиссеров.
Но в фильме, извините, показана работа над сценарием — и как на нее можно спокойно смотреть, если во всех аспектах конструкции, от использования флэшбэков до проработки характеров, все решено настолько непрофессионально? Более-менее удался лишь один персонаж — Уильям Рэндольф Херст в исполнении Чарльза Дэнса. И то только потому, что в последней сцене он рассказывает притчу об обезьянке шарманщика вместо того, чтобы прямо говорить, что он думает о Манке.
Удался в фильме ровно один момент, за который его, кстати, сильнее всего ругают западные критики. Они очень жалуются, что в фильме Финчера никак не показаны, чем связаны сценарий, над которым работает Манк, и его политические увлечения. Ну конечно — подразумевается, что зритель смотрел «Гражданина Кейна» и сам может сказать, какие сцены с выборами и пропагандой нашли там свое отражение!
И это единственный фильм, с которым такой прием мог сработать… если бы все те люди, которые говорят, что смотрели «Кейна», действительно его смотрели бы.